"Ингерманландия" - несколько стихотворных циклов ("Урал" №12 за 2013 г.)

Марина Палей — родилась в Петербурге. Окончила там же Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, работала врачом. В Москве окончила Литературный институт. Работает во всех литературных жанрах. Многочисленные публикации в журналах "Новый мир", "Знамя", "Зарубежные записки", "Волга", "Нева" и др. Автор множества книг, изданных в России и за рубежом. Проза переведена на английский, финский, немецкий, шведский, японский, итальянский, французский, нидерландский и др. языки. Финалист премий "Букер", "Большая книга", им. И.П. Белкина. Лауреат "Русской премии" — 2011 (роман-притча "Хор"). С 2001 года — постоянный автор "Урала". Живёт в Нидерландах.

 

 

КЕНТАВР, СОПЕРНИК СОЛНЦА

Памяти Геннадия Жукова

 

Плач по Геннадию

Алхимик, философ, поэт;  шаман, хитрован, кифаред — это неполный ряд —

чувствую твой, свободный от глаз  — от очков, от любых оков человечьих — взгляд,

слышу твой зык  — уже  вне натруженной, в жилах истёршихся,  шеи воловьей —

на какую молилась я  с сестринской, благоговейной любовью,

мне так  дико в степи этой голой, так холодно, некуда деться,

прикопайте меня к сотням жён его, в свежий курган, где-то  сбоку погреться,

допусти  седую царевну гиперборейскую к твоему последнему изголовью,

не гони, аэд,  за школярские рифмы, за ритм колченогий, за дудку коровью,

ты, Дух, пленённый сарматами, греками, русаками, иудеями-книжниками,  

друзьями, фанатами, дураками, учениками, врагами, сподвижниками;                                                                     

чтоб выпить море, сказал мудрый раб, освободите его от впадающих рек,

а  тебя выпили — и  только после освободили; выпитый  человек,

втихаря ты просился туда,  к заоблачному бестелесному поголовью,

конь-кочевник, летящий над бездной к бессрочному своему становью,

лишь одним оставайся стреножен навеки в краю заколоченных век —

любовью, Геннадий,  слышишь, любовью,  Геннадий,  слышишь, любовью.

2008

 

 

День рождения: 4-е сентября 2011

 

В обычной середняцкой доле —

            Тела да цепи.

А в линиях твоей ладони —

            Поля да степи.

В изломах лба, что выше лавров,

            Как рай — молитвы,

Лапифов, скифов и кентавров

            Я вижу битвы.

А в гриве  девочки-гитары

            — Ах,  в грифе, в грифе! —

Звезда гнездо свила недаром —

            Как правда в мифе.

Твой зык, звериное объятье,

            В любовь нацелен.

Сплелись в нём ратные собратья —

            Сармат и эллин.

Звук эха в темноте колодца

            Всё тише, тише…

Но ковыли шуршат под солнцем —

            Твои афиши.

Цепочки гор —  титана цепи.

            А руки — реки.

А сцена — степи — степи — степи.

            Аншлаг навеки.

 

 

День рождения: 4-е сентября 2013

 

Тебя отравила Изора, когда змеёй танцевала и  ласточкой пела…

Лопоухая смерть  бухала, бухала — и не успела.

Зато обух проворный не дал тебе  постареть —

И рука повисла, как плеть.

 

Смерть, как  всякая женщина, душу твою хотела,

чтобы вырубить свет и  высокое "си" порвать.

Но, после драк,  после дрязг, устала она орать,

и — заполучила лишь тело,

только лишь  тело,

как привокзальная б….

 

А душе, с того-то вокзала, — куда ехать-бежать?

Иль шоркать, что твой инвалид, — по проходу — с аккордеоном?

…Твоё тело  лежит недвижно — Недвиговским  фараоном.

Да: тело, как флейту, пришлось в древесный футляр загнать.

 

Но флейта — ведь тоже футляр — для плача, для смеха  — или

для тишины. Вот и сошлось всё: футляра футляр — в футляр.

Ты рвался в огонь, в погребальный  степной пожар,

чтобы тихенько — прахом — и в воздух, без труб и фанфар…

Но, как  и должно сарматским царям,  — базальтом тебя придавили.

Залётный ты бомж!  В космическом теле "Земля"  тебя схоронили.

 

…А душа-то, наверно, — в вагоне — летит и летит себе всласть,

и летит, и летит весь состав  по-над степью — вагон за вагоном,

и сжигает, сжигает всю душу уже нездешняя страсть,

и душа, как девчонка-попутчица, пляшет с цыганским бароном.

Впрочем, что мы познали про смерть?

Где букварь?

Анекдотиков   хор-хоровод с  трусоватым рассудком в разладе.

Вновь — сентябрь. На уроки зовёт тебя Пан, а с ним — старец-звонарь…

И опять белизна  — ах, новёхонькой — тоненькой школьной тетради.

И сидишь ты за партой… Позволь мне чуть-чуть посмотреть,

как выводишь ты  первые буквы,  как тянешь ты шею — запеть…

 

С  днём рождения, Генка! — Мне,  эхом, небесная твердь:

 — С днём рождений, рождений, рождений, рождений, Геннадий!..

 

 

 

 

ИНГЕРМАНЛАНДИЯ

 

Из Питера

из кацапского города Питера

(где кацапов наплакал кот,

где Нева парапет свой повытерла

о пришельцев из южных широт),

 

из пацанского города Питера,

из родимых Измайловских рот,

на плацу где (читаю из твиттера)

на солдатиков зырит народ,

 

где у сфинксов — китайские мордочки,

где я римлян уж больше не жду,

гастарбайтер, присевши на корточки,

невозбранно справляет нужду,

 

предлагает он девочку, водочку —

он и мышцу в Коран распростёр,

пред шатром шавермы ест из горсточки

сирота "винограды без косточки"…

град, что мыслился как еврофорточка,

да уткнулся в азийский забор,

 

из того второсортного Питера,

весь напудрен, не помня обид,

как вельможа, зимой поезд литерный

к разжиревшей любовнице мчит,

 

из того града-лоха, из Питера,

что протёр свой Серебряный век,

как блокадный дистрофик, без свитера, —

ввек не вскинет заплаканных век —

там, где полдень смешался с полуночью

в серо-чёрное чёрт знает что,

о "Шинели" бубнят, будто песню чью,

сведенборги на флейтах-пальто,

из ингрийского града Петрополя,

где растёт ледяной виноград,

где носы, как бы ими ни хлюпали,

всё же Гоголю принадлежат,

где тебя либо львы тихо слопают,

либо с грохотом льды размозжат,

либо воды в ничто погрузят

 

(либо сны наяву источат,

раз уж был на болотах зачат) —

 

вот из этого самого города

я в Диканьку на чёрте лечу —

чтоб сразить твоего змея-ворога,

чтоб припасть к твоему плечу,

чтоб слизать, начхав на "приличия",

на все "наши" и "ваши" обычаи,

на все наши с тобою различия —

сльози з твого, коханий, обличчя

 

 

Ингерманландия

на гусях — парусах — облаках — лебедях

Ладога-Лада летит и плывёт

в скитах, во мхах, на рыбачьих сетях

народ-лесовик потаённо живёт

 

ладья — белоснежным конём — летит,

дева нагая на лόдье стоит

влеклась, полоумная, за моря—

рада вернуться в ингрийский скит

 

на гуслях — свирелях — жалейках — сурнах

встречают отец, мама, жених

братец, по-взрослому статен и тих,

белеет рубахой во мхах-валунах

 

вот лόдья уткнулась в песок ивняка,

блудная дева упала навзничь

кличет родня колдуна-старика —

морок из мёртвой выгнать опричь

 

шепчет старинушка свой заговор

стеной малахита немотствует лес

солнце огнём грозится с небес

Ладога синью глядит в упор

 

"Радуга знает правду одну:

всё, что цветёт, отойдёт в глубину,

но из глубин снова взмоет ввысь

потерпи, превзмогни, не проснись..."

 

она вернулась, старик говорит,

она вернулась — в свой рай, в свой скит,

в свой сон, где колокол сладко звенит,

её не тревожьте: пускай себе спит

...Ладога гладкую скатерть стелит,

благословляя в родную страну

сети сохнут, чайка кричит,

рыба смеркается в глубину

 

 

***

между Румынией и Руандой,

в Талмуде густых телефонных кодов,

исчезла страна со всею своей командой

под куполом цирковых, не церковных сводов

 

между Румынией и Руандой,

там, где клопы размером с циклопов,

там, где гангстеры излечивают гланды,

а менты переименовались в копов,

 

в той, под куполом цирка, канатоходке-стране,

где дефицит мужчин, отчего в изобилии пенелопы,

на норд-норд-ост, далеко в стороне

от пирсингового пупка транссексуалки-Европы,

есть город с названием С-Пб

 

туда не добраться ни в субмарине и ни в купе,

туда не домчаться на санных оленях,

тем паче не добрести по пешеходной тропе

там жив ещё Дед Мороз, то бишь дедушка Ленин,

в покоцанной кепке, почти что в кипе

 

дедуля, какие есть у тебя подарки

для твоей полувнучки, голландской хазарки?

верни меня — сдохнуть в чёрной твоей траве

 

но мчатся беззвучно — байдарки, байдарки, байдарки

по нарисованной над камином Неве

 

 

 

ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

КВД 

                       "Андрей, там было много новых слов…" ( к/ф)

 

1

бородавки мы лечили млечным соком

одуванчиков, а толку — ни черта

здравствуй, лето! значит, снова током

будут жечь мне ледяные руки — там,

где висит казённый умывальник

и включает Лев Абрамыч свой паяльник

 

2

тир,  ларёк — и  очередь за квасом,

пыль, жарища, станция  ж/д,

палисад, буфет, платформа, касса,  

и — забор зелёного окраса,

и  — разит горелым человечьим мясом

в домике с табличкой "КВД"

 

ох, как  хочется, со страху, в уборняшку —

заховаться там — и  трын-трава…

но стоит в застиранных тельняшках

стайкою  на  тропке пацанва

и ведёт мужчинский разговор

…ожиданья жуткий коридор

выкрашен в стандартный цвет "халва"

 

и летят  из-под ужасной двери

в уши мне, как в печь летят — дрова,

лебедя поруганного перья:

 "Ты жила с ним — или не жила?!"

и какие-то ещё слова

 

3

…ты бежишь домой, любуясь  лапой:

партизанка,  лес, СС,  гестапо…

пальцы — в чёрных дырках после пытки!

вот бы дачника  Андрюшку у калитки

встретить, хвастануться, показать!

да — а заодно ещё узнать:

что такое значит слово "б…ть",

что это за действие — "йе…ть",

ртутная зачем даётся мазь —

и зачем кричал на пациентку "мразь"

врач, за дверью, сильно осердясь:

"Мразь, опять ты с ним вчера йе…зь?!"

 

 

Детская энциклопедия

Мама: "подзалетела" мной — смотрим на "П".

Училка-лимитчица: класс "б".

 

Танцульки: срочно выводим прыщи.

Вуз: пращуров груз из пращи.

 

Акушер-гинеколог: для продолжения рода.

Семейный психолог: для замедленья развода.

 

Адвокат: для раздела барахла и детей.

Онколог: для эскулапских затей.

 

Любовник (любовница): чтобы про возраст врать

(себе главным образом: взваливаясь на кровать).

 

Авто: чтобы естественной казалась авария.

Бумажные розы: менеджер колумбария.

 

 

Сказка на ночь

она не нужна была своей маме,

зато сгодилась африканскому чуваку

аборты, роды, аборты

в промежутках — making love, кирха,

шопинг, скандалы, кухня

 

когда она отлетела к ангелам,

он женился на её мамаше

 

та нафаршировала себя силиконом,

ботоксом,

ушила свою "орхидею страсти",

сделала пирсинг, татушки,

носит белые штаны, широкополую шляпу

 

они живут долго и счастливо

у них даже бёздей в один день

 

спи, детка, спи

 

 

***

 

1

пацанчик-трёхлетка играл с муравьём —

камушек, прутик, башмак

сначала хотел размазать живьём,

потом две лапки вырвал — в своём

азарте расширить законный объём

познанья; те лапки дрожали вдвоём...

эх, интересно как!

 

затем он решил, что головогрудь

полезно прутиком острым проткнуть

вот он проткнул — и снова проткнул,

а мураш заплясал — и словно заснул...

он мураша распилил потом,

и половинки те жили...

как в цирке сверкающем шапито,

куда они с папой ходили!

 

2

...но вот от педагогических сфер —

посланницы Песталоцци —

три эринии входят в сквер,

залитый ветром и солнцем:

да, три эринии входят в сквер —

по виду — три толстых тёти

и заводит занудных эриний хор:

позор тебе, мальчик, стыд и позор!

тебе, дурошлёпу, де, въехать слабо,

что этой козявке — конкретно бобо!

она, может, чья-то дочурка и мать

— у тебя вот ведь тоже есть мама? —

спешила домой, чтобы деток обнять,

мужа кормить, маме лекарство дать

спешила из самых последних сил,

а ты, исчадие срама,

ты её мучил, терзал, убил

ты, гад, её прутиком распилил!

 

3

...дитя молчит — и, тётям в глаза

свои распахнув глаза,

глядит, и в них — не гроза, не слеза,

а равнодушная синь

 

всё та же сияет небесная синь,

что при Джучи, что при династии Минь,

и там, дрейфовать в синеве привык,

лучится — златой Божий Лик

 

 

***

ещё в коляске детской ты

узнал: у розы есть шипы

 

больно

 

вот ты до зрелости дорос

узнал, что роза — ест навоз

 

больно

 

вот ты совсем уж взрослым стал,

а мир в крови, как роза, ал

 

больно

 

на тумбочке — цветы, цветы

в коляске инвалидной — ты

 

больно

 

и — катафалк тебя повёз

навоз — рождается из роз

 

вольно

 

 

SOLDATEN

Soldaten

рассчитайтесь, Soldaten, на "первый — первый"

здесь нету вторых,

ни одного второго!

 

шаг вперёд, в кулак — нервы,

отвечай, присяге-непонятно-кому-верный:

 

у тебя есть лошадь или корова?

бриллианты, лучшие друзья девушек?

девушки, лучшие друзья до совокупления?

женщины, лучшие друзья — после?

есть ли хоть одно, наизусть, слезогонное стихотворенье?

фотография Гретхен? банка варенья?

фантазмы для гонки понтов? кураж для вранья?

ждёт ли тебя сума? подсудимых скамья?

машина-квартира-жена-дача-семья?

 

у тебя, у каждого первого, есть ли — мать?..

но даже это — не факт…

никто наверняка не может этого знать

 

отвечай же ты, ряженная в камуфляж свинья,

отвечай, лужёная глотка, вертикальная лужа,

отвечай, кучка навоза — без петуха и жемчужин,

не смей увиливать, башкой не качай…

отвечай!

 

…и вот —

рвётся ответить первый,

каждый первый —

что этот — что тот —

первый, тысяча первый взвод,

раздирая беззвучно, как чёрную яму, — рот,

раздирая, как в мунковском "Крике", рот:

JEDER, JEDER HAT SEJNEN EIGENEN TOD1

 

 

***

синий саксонский аккордеон

иссохший грек-инвалид

урежь мне, кэп, о Конце Времён

закончим, бро, этот броуновский марафон

уже ни черта не болит

 

пока плачет слезами твоя голова,

пока пальцы клавиатуру латают,

я подскажу тебе песни ласковые слова

— айда спать-умирать под бронежилетами век —

я подскажу той колыбельной слова,

которые ни один дьявол не знает,

зато знает внутри себя человек

вот слушай, убийца Эллады, грек,

вот слушай, как оно с виду будет,

когда бесследно аннигилируют люди

сценарий куда страшнее, чем в Голливуде

никаких спецэффектов! беззвучный совсем саундтрек:

 

все-все — засыпают…

все-все — засыпают…

все-все — засыпают…

все-все — засыпают…

 

и всех — засыпает снег

 

 

***

на мёртвом пиру,

на обдолбанном, на аммиачном ветру,

на гламурном юру,

где всё только супер-, экстра- и мега-,

 

чума — на вас,

на вашу игру,

на лягушечью вашу икру,

на вонь муляжей, на всю совокупную вашу муру —

мне не надо от вас даже корки снега

 

чума — на гнойную вашу нору,

где вы жрёте, распаренные, как от бега

дышло вам в задницы — мега-мега

 

я иду, я иду — и беззвучно ору:

— I’m looking for man! ищу человега!

 

 

 

1 "Но у каждого, каждого — своя собственная смерть" (нем).